г. Киев
Солом'янська площа, 2, вул.Машинобудівна, 8 офіс №8
прием звонков — с 8:00 до 22:00

Тактика защиты иностранцев от В.С.Чевгуза

Тактика защиты иностранцев по делам, связанным с их арестом без права внесения залога

Наверное, многие вас видели в новостях видео-сюжет, где трое мужчин-арабов насильственным способом посадили в автомобиль четвертого, похитили его, а затем требовали с него деньги (Арабы - группа семитских народов, основное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии , Египта, Сирии, Судана, Саудовской Аравии, Ливана, Иордании, Ираке, Адена, Омана, Кувейта и других стран Северной и Северо-западной Африки и Передней Азии - Википедия).
Двое нападавших вскоре были задержаны и арестованы, без права внесения залога, поскольку им инкриминировались «незаконное лишение свободы и похищение человека, по предварительному сговору группой лиц, из корыстных побуждений» (ч. 2 ст. 146 УК) и «вымогательство» (ч. 2 ст. 189 УК).
Выбирая в обоих подозреваемых арест, следственный судья в Постановлении «стандартно» указал о «обоснованность подозрения», о «наличии рисков, предусмотренных ст. 177 УПК », и что« в соответствии с ч. 4 ст. 183 УПК учитывая, что преступление, в котором подозреваются лица, совершенное с применением насилия, следственный судья не определяет размер залога ».
Вступая в дело на стадии апелляционного обжалования Постановлений об аресте, где уже к тебе «поработали» коллеги из Центра безвозмездной помощи, адвокату нужно иметь в виду следующее:
1. Подозреваемые - арабы, особая категория лиц и эти особенности адвокату обязательно нужно учитывать в своей работе. Многие из них ведет себя с адвокатом не чисто, часто меняет свою позицию, сегодня отрицает то, о говорил вчера, дает много всяких обещаний, которые не выполняются. Нередко возникают проблемы с оплатой адвокатских услуг.
2. Выстраивание деловых, конструктивных отношений со следователем и процессуальным руководителем - прокурором. Как известно, «горе-КПК 2012г.» Внес в уголовном процесс столько проблем, почти шесть лет терроризирует органы досудебного следствия, прокуратуру и суды всех уровней. Одна из таких «новелл» - это «группы прокуроров» и «группы следователей», которые иногда состоят из 12 следователей и 16 прокуроров (реальное дело в настоящее время слушается в одном из судов Киевской области). В нашем деле относительно арабов принимают участие одновременно 9 следователей и 7 прокуроров (6 - по соответствующем постановлении руководителя прокуратуры и 1 - по отдельному поручению). Адвокату нужно определиться, с кем же иметь дело и построить деловые отношения.
3. Изучение (не ознакомление), а изучение материалов уголовного производства, с фиксацией всех процессуальных нарушений, в частности, соблюдение прав подозреваемых, наличии доказательств вины подзащитных, соответствие их предмет доказывания по этим статьям Уголовного кодекса. А для этого адвокату необходимо немного почитать методику расследования преступлений данного вида (криминаститика), ознакомиться с судебной практикой Верховного и апелляционных судов по этим статьям УК, выработать правовую позицию, после чего составить План защиты.
Заключив с родными договор на защиту, я сразу пошел к следователю с соответствующим заявлением о привлечении к делу в качестве защитника и предоставления материалов для ознакомления в порядке ст. 221 УПК. Нередко защитники, после заключения соглашения о предоставлении правовой помощи, сразу идут в СИЗО, что является неправильным. В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 46 УПК, «Защитник пользуется процессуальными правами подозреваемого, обвиняемого, защиту которого он осуществляет ... с момента предоставления документов, предусмотренных ст. 50 этого Кодекса, следователю, прокурору, следственному судье, суду ».
Сразу, при первой встрече со следователем, знакомиться с материалами дела не имеет смысла, поскольку нужно получить письменное согласие от подозреваемого о вашем участии в его защите. Желательно, чтобы в заявлении подозреваемый сразу отказался от участия других защитников, которые были ранее в деле, потому что суды, без такого отказа, продолжают указывать о наличии в деле других адвокатов, только вредит делу.
При первой встрече желательно выслушать «свободный рассказ» подозреваемого, не навязывая ему своей позиции защиты.
Оба подозреваемые-арабы активно отрицали свою вину в похищении потерпевшего и вымогательстве у него денег, говорили о грубом нарушении их прав, применения к ним физического и психического давления со стороны правоохранительных органов.


Еще в следственном факультете, в далекие 70-е годы, меня учили никогда не вступать в дискуссию с подозреваемыми об их виновности-невиновности, а дать им лист бумаги и ручку, розграфиты лист пополам и в левой колонке сделать заголовок «Доказательства моей невиновности», а в правой - «Доказательства виновности, что в материалах дела». После этого предложить подозреваемому заполнить левую колонку, то есть, что он вписал туда (перечислил) доказательства его невиновности.


Один из подозреваемых арабов долго смотрел на этот лист, а потом сказал, что ему ничего написать в левую колонку. Второй написал, что он «считает себя виноватым, потому что так думает сам».
Поскольку у них был пакет с копиями документов по уголовному делу, приобщенных к ходатайству следователя в суд об их аресте, я при них, листая протоколы